Меню блога

2 июня 2017 г.

Атомный флот - программа утилизации до 2025 года

Атомный флот - программа утилизации до
2025 года
• Действующие атомные ледоколы:
– 2 ледокола пр. 10521 (Советский Союз, Ямал, 50 лет Победы);
– 2 ледокола пр. 10580 (Таймыр, Вайгач).
• Атомный лихтеровоз Севморпуть:
Атомные ледоколы выведенные из эксплуатации в холодный отстой:
– 3 ледокола (Арктика, Сибирь, Россия).
• Действующие суда АТО – 2 судна (птб «Имандра», «Лотта»).
• Суда АТО, выведенные из эксплуатации – 1 судно (птб «Лепсе»).
• Суда АТО утилизированные -1 судно (п/б «Володарский»)

в том числе:



13 реакторных установок на судах;
• 2 судна с 3 хранилищами ОЯТ; 




 Концепция утилизации судов с ЯЭУ и судов АТО

Для выбора вариантов утилизации в 2009 году ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» разработал «Методику и программу проведения комплексного инженерного и радиационного обследования судов с ЯЭУ и судов АТО ФГУП «Атомфлот»;
В дальнейшем в 2011 году ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» и ОАО «НИПТБ «Онега» в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и период до 2015 года» выполнили разработку принципиальной схемы утилизации судов с ЯЭУ и судов АТО, технико-экономическую оценку вариантов утилизации судов с ЯЭУ.



Распределение МЭД на ПТБ «Лепсе».
Распределение МЭД по внешней обшивке ЛБ и палубам. МЭД γ-излучения , мкЗв/ч



Распределение МЭД на ПТБ «Лепсе». Распределение МЭД по внешней обшивке Пр.Б и палуба 


 По итогам оценки РО произ-водится НРО – дезактивация поверхностей, нанесение защитной пленки на фиксированные загрязнения, удаление посторонних  источников радиоактивного излучения. При удалении снимаемых р/а загрязнений предпочтение отдается методам сухой, пленочной дезактивации. После НРО проводится дополнительное РО для оценки эффектив- ности проведенной работы. 



 Радиационное обследование корпуса реактора проводится по отдельной программе.    




Расположение точек измерений МЭД γ-излучения в кессонах подвесок ИК.






Начиная с первого комплексного радиационного обследования в 2006г., персоналом ФГУП «Атомфлот» былипроведены КИРО:
•Птб «Лепсе»;
•П/б «Володарский»;
•Птб «Лотта»;
•А/л «Сибирь», «Арктика», «Россия».
Выбраны варианты утилизации, в 2014г. утилизирована п/б «Володарский», начата утилизация птб «Лепсе», подан КОД для получения лицензии по выводу из эксплуатации и утилизации а/л «Сибирь», «Арктика», «Россия».

Утилизация п/б «Володарский»




Пароход «Володарский» построен в 1928 году на Балтийском судостроительном заводе в г. Ленинграде.

В 1966 – 1969 годах на Канонерском судоремонтном заводе пароход переоборудован в плавучую техническую базу (ПТБ) для обслуживания атомных ледоколов.
В 1991 году судно переведено в категорию стоечных судов с использованием для временного хранения РАО и технологического оборудования, имеющего поверхностные радиоактивные загрязнения.

ПТБВ-ЭТЗ-064, разработанному ОАО «Атомэнерго». При этом удалены гребной вал с винтом и заглушены все забортные отверстия, удалена надстройка.
В 2013г. судно отбуксировали в ПДХРО «Сайда-Губа» для утилизации, в ноябре 2014г. п/б утилизировали.




ПТБ "Лепсе" является судном атомно-технологического обслуживания (АТО) гражданского атомного флота, строительство которого было начато в 1934 году, но не было завершено.

Первоначальный проект судна предполагал его использование в качестве сухогруза. Однако по прямому назначению судно никогда не использовалось.
В 1961 г. судно было переоборудовано в качестве плавучей технологической базы.
С 1963 по 1981 гг. ПТБ "Лепсе" обеспечивала перезарядки ядерного топлива а/л "ЛЕНИН", "АРКТИКА" и "СИБИРЬ", а с вводом в эксплуатацию ПТБ "Имандра" судно используется для хранения ОЯТ, РАО, технологической оснастки и приспособлений.

В 1988 г. ПТБ "Лепсе" выведена из эксплуатации и в 1990 г. переведена в категорию стоечных судов с сохранением в рабочем состоянии главного двигателя.
В 2009 г. был произведен доковый ремонт судна.

В настоящее время ПТБ «Лепсе» находится на филиале «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка»


Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»

Этап 1. 
В 2012 году выполнена подготовка к утилизации ПТБ «Лепсе» ФГУП «Атомфлот» с последующей буксировкой ПТБ «Лепсе» на СРЗ «Нерпа»  


Этап 2. 
Для проведения работ по выгрузке ОЯТ и утилизации ПТБ выполнены работы по восстановлению и частичной  модернизации имеющейся на СРЗ «Нерпа» инфраструктуры 

Этап 3. 
Включает в себя обеспечение специальными оборудованием, техническими средствами и конструкциями, необходимыми для выполнения выгрузки ОЯТ и утилизации ПТБ «Лепсе». 

Для выполнения работ по выгрузке ОЯТ и утилизации ведутся работы по изготовлению специальных конструкций, приобретению оборудования, технических средств, оснастки и инструментов по этапам утилизации в процессе реализации. Работы по разработке документации и изготовления оборудования для выгрузки ОЯТ проводит ООО «НПФ «Сосны». 

Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»

Этап 4. 

Выполнение комплекса работ на набережной Н-1 – подготовка ПТБ к утилизации, демонтаж «чистого» оборудования и надстройки. Подготовка к докованию; 
Выполнены следующие работы: 

Демонтаж высоких конструкций ПТБ.
Демонтаж надстройки ПТБ.
Подготовка докового опорного устройства и стапельной плиты для последующего докования судна.




Реализация проекта вывода из эксплуатации  ПТБ «Лепсе»

Этап 5. 
В октябре  2014 года ПТБ «Лепсе» после проведения докования, была переведена из плавдока  на открытую стапельную плиту.  

Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»


Этап 5 (продолжение).

На ОСП далее выполняются работы по разделению корпуса судна с формированием и отделением носовой и кормовой блок-упаковок.

При проведении доковых операций установлены бортовые секции носовой блок-упаковки и днищевые секции носовой и кормовой блок-упаковок. В дальнейшем выполнены работы по монтажу бортовых секций кормой блок-упаковки и уплотнению носовой блок-упаковки.

Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»

Этап 5 (продолжение).
Смонтированы днищевая, бортовые и торцевая кормовая секции кормовой блок-упаковки.
В настоящее время ведутся работы по демонтажу котельного отделения, машинного отделения и надстройки.
Так же монтируется дополнительная биозащита для формирования носовой блок-упаковки.
СРЗ «Нерпа» на данный момент прорабатывает вопрос получения разрешительных  документов надзорных органов для выполнения последующих работ по носовой блок-упаковке.
При выполнении следующих этапов работ, будет производится выгрузка ОЯТ, находящегося в НБУ, Работы будут осуществляться во временном укрытии. АО ФЦЯРБ и СРЗ «Нерпа» проработан вопрос по разграничению зон ответственности при возведении укрытия между СРЗ «Нерпа» и Подрядчиком. Подготовленные блок-упаковки будут транспортированы блок-упаковок в пункт длительного хранения.





 





0 коммент. :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях